"Охота на "лис" - первое знакомство
Автор: Абрамов Алексей |
Решил попробовать написать книжку по основам спортивной радиопеленгации в "литературном" виде. Было бы здорово сделать иллюстрированную веселыми рисунками популярную книжку. Несколько глав уже написано - первую выношу на суд читателей.
Глава
первая.
в которой рассказывается о необычном уроке физкультуры в NNN – й школе.
Прозвенел звонок и Денька начал собирать тетрадки и
учебники в рюкзачок. Следующий урок – физкультура и нужно было еще успеть
переодеться. Однако дверь открылась, и в
класс вошел учитель физкультуры Геннадий Иванович.
- Ребята, после перемены, прошу вернуться в этот класс.
Урок физкультуры будет не в спортзале, а прямо здесь.
Всю перемену удивленные ребята спорили и делали
предположения о том, что это будет за урок.
Наконец, прозвенел звонок на урок и изнывающие от
любопытства ребята повалили в класс. Через пару минут в класс вошел Геннадий
Иванович в сопровождении молодого мужчины. Через плечо у гостя висела большая
спортивная сумка.
- Ребята, это руководитель секции очень необычного вида
спорта – спортивной радиопеленгации. Зовут его Александр Николаевич. Сегодня
урок проведет он.
Ребята загомонили.
- Тихо. Тихо. Думаю, вам будет интересно узнать о
необычном виде спорта, и возможно кто-нибудь изъявит желание заниматься. Надо
сказать, что среди воспитанников Александра Николаевича не только есть Мастера
Спорта, но и многие из ребят завоевывали высокие награды на международных
соревнованиях. Впрочем, он сам расскажет вам гораздо лучше. Пожалуйста,
Александр Николаевич! – с этими словами Геннадий Иванович расположился за
последней партой.
- Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наш урок, я покажу
вам небольшой видеофрагмент.
Александр Николаевич достал из своей необъятной сумки
ноутбук и установил его на учительском столе, развернув экран к ребятам.
По лесной тропинке бежал паренек. В правой руке он держал
аппарат с круглой антенной, на его левой руке был закреплен планшет с картой, а
на голове были одеты наушники.
- Знаю, знаю! Это «охота на лис»! – закричал с места
Данила, которого все называли ходячей энциклопедией.
- Правильно. Наш вид спорта иногда называют «Охота на
«лис»», но его официальное название – спортивная радиопеленгация, - откликнулся
Александр Николаевич, - Давайте посмотрим дальше.
Из динамиков ноутбука раздалось пищание. Та-Та Та-Та-Та
Ти-Ти! Та-Та Та-Та-Та Ти-Ти!
- Знаю! Это морзянка! – заявил неугомонный Данила.
Паренек на экране взмахнул антенной, повернулся и
быстро-быстро побежал прямо в заросли.
На следующем кадре, возле старой сосны, с помощью кола
был установлен красно-белый флаг. Точнее не флаг, а матерчатая трехгранная
призма. В нескольких метрах от нее на земле лежал брезентовый мешочек, из
которого выходил и скрывался высоко в ветвях черный провод.
Александр Николаевич с улыбкой посмотрел на Данилу,
ожидая его комментариев. Но Данил во все глаза смотрел на экран и молчал.
А тем временем события на экране продолжали разворачиваться.
Из кустов, поворачивая на бегу антенну, выбежал уже знакомый нам паренек и
устремился к красно-белому знаку. Камера показала призму крупным планом и
ребята увидели, что на коле сверху закреплен похожий на прищепку предмет,
оказавшийся компостером. Этим компостером паренек сделал отметку в специальном
талоне, взмахнул антенной и скрылся за
деревьями.
Александр Николаевич опустил крышку
ноутбука и посмотрел на ребят.
- Ну что, теперь давайте обсудим то,
что вы увидели. Вот мальчик, как я понимаю, знаком с нашим видом спорта.
Мальчик, тебя как зовут?
- Данила!
- Ну что ж, Данила, давай ты начнешь
рассказывать то, что знаешь, а я тебя дополню.
Данила поднялся.
- Я читал про этот вид спорта в старых
журналах «Радио». У нас дома сохранились подшивки. Участник соревнований должен
найти в лесу радиопередатчик. Тот, кто сделает это быстрее всех становится
победителем.
- А что это у него в руке,
миноискатель?– спросил заинтересовавшийся Денька.
Данил неуверенно посмотрел на
Александра Николаевича и тот мгновенно пришел мальчику на выручку.
- В руке у спортсмена
приемник-пеленгатор «Алтай». С помощью этого аппарата спортсмен может
определить, с какой стороны приходит к нему радиосигнал от передатчика. Сам
передатчик автоматический – вы его видели в фильме – он был спрятан в
брезентовый мешочек. Рядом с передатчиком устанавливается знак контрольного
пункта. А на нем укрепляются средства отметки. Здесь использовался компостер.
Но в последние годы все чаще и чаще применяется электронная отметка.
- А что такое морзянка? – вспомнив
слова Данилы, спросила Ленка Рыбкина.
Александр Николаевич посмотрел на
Данилу.
- Это такая азбука, - сказал Данил, -
ее используют телеграфисты. Каждая буква состоит из точек и тире или коротких и
длинных звуков. Например, буква «А» это точка и тире. А сигнал бедствия «СОС»
звучит как три точки три тире и снова три точки.
- Совершенно правильно. Передатчик,
кстати именно его называют «лисой», посылает в эфир сигналы с помощью
телеграфной азбуки Морзе, или как ее еще называют – морзянки. По этим сигналам
спортсмен может определить, какой номер у работающего передатчика.
- А у меня морзянка играет из
телефона! – заявила Ленка. И в подтверждение ее слов раздалось: «Ти-ти-ти та-та
ти-ти-ти».
- Это буквы «С», «М» и снова «С», -
сказал Александр Николаевич.
- Получается СМС! – радостно закричала
Ленка, - Точно! Такой сигнал – когда приходит СМС-ка.
- А у меня телефон передает длинную
морзянку, - сказал Денис.
Александр Николаевич прислушался.
- Это фраза «нокиа коннекшн пёпл» -
рекламный слоган фирмы Нокиа.
- А Вы все буквы знаете? – спросила
Ленка, - и чтобы заниматься нужно морзянку знать?
- Знаю, - улыбнулся Александр
Николаевич, - и не просто знаю, а умею принимать морзянку на слух и передавать
ее на ключе. Потому что, я не только занимаюсь «охотой на «лис», но и имею
позывной радиолюбителя. Но об этом как-нибудь в другой раз. Что касается
заданного вопроса, знание морзянки никому еще не мешало, но в нашем виде спорта
можно пока обойтись и без этого. Дело в том, - продолжал рассказывать Александр
Николаевич, - что сигналы, или позывные «лис», построены специальным образом.
Каждая «лиса» вначале передает буквы «М» и «О». Это два длинных и затем, три
длинных сигнала. А далее каждая лиса передает свою букву. Первая лиса – букву
«Е» - ти. Вторая – букву «И» - ти-ти. А третья?
- Букву «С»? Ти-ти-ти? – спросил
Денис.
- Верно, букву «С», которую вы уже
знаете. Четвертая букву «Х», догадываетесь, как она звучит?
- ти-ти-ти-ти! – чуть ли не хором
ответили ребята.
- А пятая ти-ти-ти-ти-ти! Какой номер,
столько и точек! – сказал Данил, - а пять точек это какая буква?
- Это цифра 5, - ответил Александр
Николаевич.
- Но ведь если морзянка передается
быстро, сосчитать количество сигналов невозможно, - засомневалась практичная
Ленка.
- Совершенно верно. Поэтому радисты
запоминают не количество точек и тире, а ритмический рисунок, «напев» каждой
буквы или цифры. А чтобы было проще запомнить – придуманы специальные слова –
напевы. Например, М – «ма-ма», О – «о-ко-ло», Е – «есть», И – «и-ди», С –
«си-не-е», Х – «хи-ми-чи-те», 5 – «пя-ти-ле-ти-е».
- Здорово! - подытожил Данила.
- Ну а теперь, попробуем себя в роли
спортсмена-«охотника».
Александр Николаевич достал из сумки
какой-то предмет, снял резиновые колечки и перед ребятами предстала большая,
похожая на телевизионную, антенна.
- Это приемник-пеленгатор другого
диапазона. В ролике вы видели коротковолновый приемник с рамочной антенной, а
это приемник УКВ-диапазона с антенной волновой канал. Я принес его потому, что
с ним немного проще научиться работать. А это, - Александр Николаевич показал
ребятам небольшую черную коробочку с выходящими из нее усиками проводов, -
микромаячок – небольшой радиопередатчик. Сейчас мы его спрячем, и один из вас
постарается его отыскать. Желающие попробовать есть?
Вверх потянулся лес рук.
- Желающих много. Тогда я предлагаю,
дать такую возможность Даниле, который здорово помогал мне рассказывать, что
такое спортивная радиопеленгация.
Александр Николаевич поставил маячок
на стол, подвинул переключатель. На корпусе заморгал красный огонек.
- Держи.
Данила надел головные телефоны и взял
в руки пеленгатор. Александр Николаевич покрутил ручку на пеленгаторе и сказал:
- Это настройка. А это усиление, или
громкость. Сначала нужно настроиться на сигнал, затем поставить удобную для
работы громкость. Теперь, вращая антенной нужно определить, с какой стороны
сигнал звучит громче всего. Это и есть направление на маячок. Понятно?
Довольный Данила кивнул.
- Тогда выходи за дверь и жди, пока мы
тебя не позовем.
- А я пойду, и буду следить, чтобы он
не подглядывал, - сказала Ленка.
Данила вышел из класса.
Александр Николаевич подошел к Деньке
и протянул ему маячок:
- Спрячь под пиджак, а антенны
расправь в рукава.
Когда Денька застегнул пуговицы и
напустил на себя безразличный вид, Александр Николаевич позвал Данилу.
Данила неуверенно вошел в класс и
прицелился пеленгатором в одноклассников.
- Ничего не слышно.
- Прибавь усиления, и поверни ручку
частоты на отметку 145, - посоветовал Александр Николаевич.
Лицо мальчика просветлело.
- Слышу! – радостно закричал он.
Александр Николаевич приподнял один
наушник и шепнул Даниле:
- Не нужно так кричать.
Класс засмеялся.
Данила поводил пеленгатором и указал в
середину класса, прям туда, где сидел Денис.
- Туда показывает.
Через несколько минут Данила отыскал
спрятанный маячок.
Пеленгатор переходил из одних рук в
другие. Даже Геннадий Иванович попробовал. Время летело незаметно. Прозвенел
звонок.
Ребятам не хотелось расставаться с
увлекательной игрой, но Александр Николаевич извинился, и сказал, что у него
скоро тренировка.
- А те, кому понравилось – приходите к
нам заниматься. Визитку со схемой как нас найти можете взять у Геннадия
Ивановича. И тренер протянул учителю стопочку карточек.
- До встречи!
- До свидания! – хором ответили
ребята.
Александр Николаевич ушел, и ребята
тоже направились в гардероб.
Денька подошел к Геннадию Ивановичу и
попросил визитку. Геннадий Иванович с сомнением посмотрел на мальчика. Особыми
спортивными успехами Денис похвастаться не мог. Но все же дал мальчику синюю
картонку.
Просмотрено: 14155 раз(а) |
Обновлено 07.12.2007 в 17:30 Автор - Абрамов Алексей |
Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU