Цифровая обработка сигнала

Автор: Игорь Подгорный, EW1MM

Все статьи на CQHAM.RU
Все статьи категории "В помощь радиолюбителю"

В 90-х годах прошлого столетия благодаря большому прогрессу в области обработки звука и компьютерных технологий в наше сознание твердо вошло такое понятие как DSP — Digital Signal Processing (Цифровая Обработка Сигнала). Цифровая обработка сигнала — это область техники, занимающаяся реализацией вычислительных алгоритмов в реальном времени.

Чаще термин DSP говорит нам о возможности того или иного трансивера реализовывать этот сервис через свои технические возможности. Некоторые современные трансиверы имеют цифровую обработку как на прием, так и на передачу. Можно с уверенностью сказать, что цифровая обработка обеспечивает качество, которое соответствует новым технологиям и времени, в котором мы живем.

Цифровая обработка применительно к радиолюбительству чаще всего применяется при обработке сигнала из эфира, с целью обеспечения более качественного приема, устранения помех, сопровождающих передачу корреспондента. Это осуществляется при работе любыми видами связи, включая цифровые. Для этой цели часто используют компьютер со встроенной звуковой картой (ЗК) и соответствующее программное обеспечение.  Однако в реальном времени сигнал обрабатывается с задержкой, и если в режиме приема это еще терпимо, то при передаче — нет.

Работая SSB и используя аппаратно-программные возможности компьютера в обработке сигнала с микрофона, который подключен к звуковой карте компьютера (с последующей подачей НЧ-сигнала на балансный модулятор трансивера), задержка очень существенна. Речь идет не просто об усилении сигнала с микрофона до определенного уровня с помощью ЗК, а об использовании специальных программ обработки НЧ сигнала в реальном времени.

Ситуация еще более обостряется при работе такими цифровыми видами как Amtor, Pactor, Packet, когда одновременно программно компьютер используется, скажем, как Notch-фильтр и вместе с имеющимся на станции TNC-контроллером он обеспечивает перечисленные виды работ. Задержка в обработке сигнала в компьютере в таких случаях недопустима. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, применяют звуковую карту Audigy-2 (например, AUDIGY-2 [OEM] 24 bit 96 кНz).

Также эта звуковая карта имеет аппаратно встроенный процессор эффектов, что позволяет, используя программно-аппаратные возможности, производить обработку сигнала в реальном времени на достаточно высоком уровне, т.е. в режиме передачи, например, в телефонных видах работ — SSB, АМ, ЧМ — иметь хороший эквалайзер, компрессор, лимитер, а в режиме приема — Notch-фильтр, экспандер или что-либо другое.

Все это возможно даже при наличии персонального компьютера с процессором Pentium 200…500 МГц, хотя применение более мощных машин приветствуется, поскольку появляются еще большие возможности обработки сигнала с применением программного обеспечения — Plug In и соответствующих программ, алгоритм обработки которых требует более высокой производительности компьютера.

В этом случае современные технологии позволяют не применять внешние дорогостоящие приборы цифровой обработки, а в той или иной степени имитировать их работу, используя для этого вычислительные мощности центрального процессора компьютера и звуковой карты. Однако это возможно при действительно очень высоких ресурсах компьютера. Применяя эти технологии, остается лишь установить узел стыковки — интерфейс — между трансивером и компьютером и с успехом использовать возможности последнего.

Отдавая должное цифровой обработке сигнала в трансивере или с помощью компьютера, радиолюбители также используют внешние блоки DSP обработки. Это относительно новое направление в радиолюбительстве. Речь идет о цифровой обработке сигнала с применением высокотехнологичного, современного оборудования, применяемого в радиовещательных и музыкальных студиях, обеспечивающего абсолютно профессиональное качество и естественность звучания. Это высококачественные микшерные пульты, а также всевозможные аналого-цифровые многополосные (чаще параметрические) эквалайзеры, системы шумоподавления — Noise Gate, компрессоры, лимитеры, процессоры мультиэффектов, позволяющие получить различные алгоритмы звуковой обработки.

Следует отметить, что DSP — это общее понятие. Можно иметь DSP эквалайзер, компрессор, другие устройства и даже DSP предусилитель микрофона. Иметь функцию DSP в трансивере — это одно, иметь целую студию DSP-оборудования — это совершенно другие возможности. Это справедливо, если в обоих случаях упомянутая обработка осуществляется по низкой частоте. Известные фирмы-производители DSP оборудования — Behringer (http://www.behringer.com), Alesis (http://www.alesis.com) и другие — имеют огромный его перечень, и многое из него с успехом может быть применено радиолюбителями.

Каждое из этих устройств выполняет свою задачу и, как правило, содержит в своих двух каналах прецизионные 24-битовые АЦП и ЦАП (аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи), работающие на профессиональной частоте дискредитации и имеющие диапазон рабочих частот 20 Гц…20 кГц.

Краткая справка

Аналогово-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи. Первый преобразует аналоговый сигнал в цифровое значение амплитуды, второй выполняет обратное преобразование.

Принцип работы АЦП состоит в измерении уровня входного сигнала и выдаче результата в цифровой форме. В результате работы АЦП непрерывный аналоговый сигнал превращается в импульсный, с одновременным измерением амплитуды каждого импульса. ЦАП получает на входе цифровое значение амплитуды и выдает на выходе импульсы напряжения или тока нужной величины, которые расположенный за ним интегратор (аналоговый фильтр) превращает в непрерывный аналоговый сигнал.

Как всякое новое (особенно требующее вложения денег) направление, оно имеет своих сторонников и противников.

Для достижения высокого уровня качества требуется применение на передачу более широкого фильтра в SSB-формирователе трансивера — 3 кГц, а не 2,4 кГц или 2,5 кГц, но это не выходит за рамки регламента радиолюбительской связи в части применяемого оборудования.

Сегодня отвергать право на существование направления в обработке звука с помощью добавочных устройств может только ленивый, завистливый или тот, кто не приветствует прогресс и новые технологии.

“Hi-Fi Audio in SSB” — высокое качество обработки НЧ-сигнала в SSB, или “Extended SSB” — расширенное SSB — фразы, часто слышимые и частично объясняющие уже более чем 10-летнюю активность радиолюбителей со всего мира на частоте 14178 кГц. Здесь находится “круглый стол” любителей студийных сигналов и способов их получения. Это “круглый стол”, который не имеет времени проведения. Работа ведется практически круглые сутки. В мире насчитывается чуть более 100 активных радиолюбителей, использующих эти технологии. Их не очень беспокоят QRM, т.к. они уже достигли значительных успехов в оснащении своих станций и имеют не только высокого класса трансиверы, усилители мощности (часто класса “High Power”), но и, что самое важное, эффективные направленные антенны.

Многие слышат при практически любом прохождении, а иногда и при его отсутствии Билла, W2ONV, (http://www.w2onv.com) из Нью-Джерси — старейшего радиолюбителя и большого специалиста в области обработки звука с помощью внешних DSP-устройств. Имея мощность 1,5 кВт (максимально разрешенную в США) и два сфазированных четырехэлементных волновых канала, он в течение уже многих лет практически всегда слышен в Европе на частоте 14178 кГц. Люди, работающие на этом “круглом столе” — разного возраста, в основном, от 30 до 80 лет, причем тон в работе в большей степени задают радиолюбители старшей возрастной группы. И это не дань уважения старшему поколению, это констатация факта. Именно они имеют большие успехи в области цифровой обработки, поскольку владеют достаточными знаниями и более серьезным оборудованием.

Радиолюбители на “14178” — выдержанные и спокойные, полностью увлеченные своим делом. Начинающим коллегам-энтузиастам всегда рады и оказывают им всяческое содействие. Большой вклад в развитие обработки звука вносят сами же радиолюбители, размещая на своих WEB-страницах в Интернете полезную информацию.

Многие согласятся, что огромный вклад в развитие этого направления внес John, NU9N, создавший сайт в Интернете (http://www.nu9n.com), где он разместил практически учебник по применению внешних устройств цифровой обработки, последовательности их подключения (очень важный вопрос), установке параметров. На сайте NU9N можно также скачать образцы DSP-сигналов многих радиолюбителей. Слушать их достаточно интересно. Через International Callbook (http://www.qrz.com) в Интернете можно проверить позывные этих радиолюбителей на наличие у них WEB-страниц или сайтов, где можно найти советы, подсказки и многое другое по обработке сигнала.

Вот некоторые из них: Larry, W3OZ — http://w3oz.netfirms.com, William, KC4PE — http://www.mindspring.com/~nuview. Посетите эти адреса в Интернете — и вы не пожалеете.

К сожалению, в количественном плане станции из бывшего Союза представлены на 14178 кГц очень слабо — Василий, ER4DX; Игорь, EW1MM; Сергей, EW1DM; Сергей, RW3PS; Виктор, RA9FIF и Олег, RV3AAJ (других данных нет). Сказывается отсутствие лишних финансов на приобретение аудиооборудования, а также менталитет людей — когда нет времени и средств всем этим заниматься, значит, это плохо, значит, это не нужно. Очевидно, следует остановиться на том, что все направления в радиолюбительстве имеют право на жизнь, будь то соревнования, работа QRP (или QRO hi!), DXing. И даже отсутствие у некоторых знаний азбуки Морзе, иностранного языка и многого другого — это ведь тоже “направление”, и мы, увы, к этому уже вроде как и начинаем привыкать...

Пожелаем же “молодым” (10 лет для радио — срок небольшой) успехов в их нелегком хобби, а всех, кто уже достиг результатов в других областях, приглашаю присоединиться к сообществу любителей студийных сигналов, в конце концов, интереснее дебюта ведь ничего нет.

2005г.
Игорь Подгорный, EW1MM.


Просмотрено: 39271 раз(а) Обновлено 31.01.2005 в 23:07
Автор - Игорь Подгорный, EW1MM


Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU

     << Назад