Экспедиция RI0Z на Командорские острова в 2023 году

Автор: Василий R7AA

Все статьи на CQHAM.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции Кубанских спортсменов"

Эта история началась более 5 лет назад, когда Алий Куйсоков (UA6YW) предложил посетить Командорские острова, где с 1985 года проживает его однокурсник по Кубанскому сельскохозяйственному институту Николай Николаевич Извеков (остров Беринга, село Никольское Алеутского района Камчатского края).

Извеков Николай Николаевич

Для справки: с момента основания село имело название Гаванское. В 90-х годах 19 века, после постройки церкви в честь Святого Николая Угодника, село приобрело современное название. Село Никольское - единственное поселение на Командорских островах, с момента ликвидации жилого поселка на острове Медном одноимённой группы островов. Численность населения около 600-650 человек, в селе имеется неплохая гостиница (имени Витуса Беринга, http://hotelbering.ru ) для туристов и командировочных с гуманными ценами, краеведческий музей, школа, детский сад и аэропорт (рейсы до Петропавловска-Камчатского осуществляет местная авиакомпания «Камчатское авиапредприятие» (http://aokap.ru).

В июне 2022 года начались переговоры с Николаем Николаевичем, в результате которых появился номер телефона Суркова Олега Вениаминовича, бывшего UA0ZAL, ранее проживавшего в селе Никольском, с которым имелись радиосвязи, проведенные в 2009 году. После общения с Олегом, в нашем распоряжении появилось несколько фотографий местного ландшафта, которые позволили выбрать место для размещения позиции. Им оказалось бывшее помещение «Ростелекома» (в настоящее время закрытое на замок) на высоте 70 метров над уровнем мирового океана, в 200 метрах от берега и чистым горизонтом на все 360 градусов.

До сих пор логистика (посещение Командорских островов) остается сложной задачей. Можно вспомнить неудачную попытку посетить острова предыдущей экспедицией в июле 2017 года, в составе R6MG, UA3EDQ, RX3F, RZ5D, RZ3K, R6LGT. Грузопассажирское судно «Василий Завойко» (порт приписки – Владивосток) отправилось в свой первый рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Никольское (Командорские острова) 10 сентября 2014 года. Судно грузоподъёмностью 180 тонн, позволяет перевозить грузы, также оборудовано каютами для перевозки 34 пассажиров. Расчетное время в пути 36 часов.

После проведенной экспедиции RI0QQ в июле 2022 года на о.Бруснева, расположенного в Арктическом секторе центральной части Якутии, команда планируемой экспедиции на Командорские острова была сформирована за короткий отрезок времени.

В команду вошли: Евгений UA6EX, Юрий RM0F, Василий R7AA, Леонид UA7A.

Логистическая цепочка была непростой. Теоретически было два-три варианта реализации поставленной цели. Ввиду того, что «Василий Завойко» по расписанию выходит в Никольское раз в месяц, необходимо было иметь минимум 35 дней. Ещё иметь запас несколько суток перед вылетом домой из Петропавловска-Камчатского. В итоге “южанам”, стартующим из своих домов и возвращением обратно, необходимо было иметь 40 дней для достижения цели. К сожалению, ни один член команды не имел такой возможности.

Выбрали вариант, который предусматривал выход из Петропавловска-Камчатского в Никольское на «Василий Завойко», обратно вернуться, купив билеты на самолет. Этот вариант предполагал увеличенные затраты на перелет, но сократил время до 3-х недель, которого теоретически хватало для успешного проведения экспедиции. Забегая вперёд, сообщаем о том, что команда пришла в Никольское 23 августа, обратно вылетела 5 сентября. Многие считают, экспедиционерам крупно повезло в том, что не “застряли” на Командорских островах.

Постоянно находясь на связи с Николаем Извековым, уточнялись бытовые вопросы: наличие питьевой воды, продуктов питания, возможность съема квартиры в селе Никольском. По его рекомендации был выбран период проведения экспедиции, который был привязан к расписанию движения теплохода «Василий Завойко». Ввиду конструкции судна (шторма не для него), билеты заранее не продаются, а 15 число - это только на бумаге, по этой причине все пассажиры являются заложниками у плохой погоды и других непредвиденных обстоятельств. Лето на Командорах непродолжительное, с середины августа до середины сентября, средняя температура августа около 10 градусов.

С составом команды и датой выхода из П.-К. на теплоходе определились, предстоял следующий решительный шаг, приобретение билетов на самолет с Северного Кавказа до П.-К. и обратно. Команда добавила несколько дней на неблагоприятные погодные условия, связанные с вылетом из Никольского в П.-К., в итоге 16 декабря 2022 года произошло событие, трое южан приобрели билеты на самолет из Минеральных Вод до П.-К. и обратно, с датами вылета 13 августа туда, 7 сентября обратно. Это была часть маршрута, за который экспедиционеры практически не переживали, потому что перевозку осуществляла известная авиакомпания “Аэрофлот”. Остальным сложным “путем” руководил Всевышний, к которому были обращены молитвы и поставлены свечи от нашей родни.

В середине января было отправлено заявление в ГРЧЦ для получения позывного сигнала временного использования, 25 января 2023 года свидетельство с позывным RI0Z было получено.

В феврале – марте готовили материалы для сайта экспедиции, которым занимался Василий RA1ZZ и в третьей декаде марта сайт был опубликован.

http://dxpedition.wixsite.com/ri0z

Экспедиция RI0Z была анонсирована 29 марта на сайте DX WORLD NET.

По сложившейся традиции Сергей Морозов RA3NAN/M0MSV, 1 Вице-президент клуба RRC поддержал экспедицию RI0Z. В течение 3-х месяцев 2023 года проходило общение с камчадалами, велись поиски радиолюбителя способного получить экспедиционный груз, с возможностью дальнейшего хранения до прибытия команды в П.-К.

В результате Сергей Антонов UA0ZL нашел нужного человека, Игоря Руденко UA0ZGN, добрейшей души человека и замечательного радиолюбителя.

Игорь UA0ZGN

Тем временем шёл апрель месяц, горячая пора для плотного занятия антенными и другим радиооборудованием. Антенны необходимо было посчитать, закупить дюралюминиевые трубы, удочки и так далее и тому подобное. Также антенны необходимо было собрать, протестировать и подготовить с остальным грузом к отправке транспортной компанией в Петропавловск-Камчатский. Чтобы снизить затраты на экспедицию, было решено самостоятельно изготовить ящики для всего груза. Все члены команды работали как части сложного настроенного механизма самых “крутых” швейцарских часов. Это было именно так, много сил потрачено на успешный конечный результат. Антеннами занимались Леонид UA7A и Александр RC7C, за провизию, аптечку и быт отвечал Евгений UA6EX, он также приобрел 2-й комплект мачты “Ручеек” для предстоящей экспедиции, логистика была за Василием R7AA.

Александр RC7C монтирует антенну 5el. Beam

В изготовлении ящиков участвовали члены команды и наши помощники, специально для этих целей Евгений дважды приезжал из Черкесска в Краснодар, крайний раз с Алексеем UA6EHF.

Активная фаза “железных” вопросов началась в конце апреля, плавно перетекая к дню Радио, к дню Победы и далее. В середине мая Евгений приобрел продукты, заказал для каждого члена команды футболки и традиционные таблички с позывным. Финалом стал день 24 мая, когда Леонид сдал экспедиционный груз в транспортную компанию “Энергия”, для отправки в Петропавловск-Камчатский. Всего было отправлено 7 ящиков общей массой 480 кг.

Все значимые события публиковались в разделе новости на сайте экспедиции, также на форуме QRZ RU была создана тема про экспедицию на AS-039.

Виктор Ефимцов RU6AX разработал логотип экспедиции, который разместили на экспедиционном сайте, он также изготовил подарочные значки с логотипом RI0Z. Виктору большое спасибо!!!

Логотип экспедиции RI0Z

По логистике осталось два важных вопроса, которые необходимо было решить. Приобретение авиабилетов на рейс Никольское П.-К. и забронировать 4 места на теплоход “Василий Завойко”.

Авиабилеты были приобретены с датой вылета 4 сентября. Количество звонков в “Камчаттрансфлот” по поводу брони мест на теплоход уже никто не считал. Данное звено логистической цепочки оказалось самым уязвимым и непредсказуемым вплоть до выхода теплохода в Никольское.

На календаре июль месяц, 14 числа Т.К. “Энергия” привезла экспедиционный груз на адрес Игоря UA0ZGN, который он разместил в своём гараже.

И вот наступил август. За несколько дней до вылета в П.-К., Константин Вершков RW3DD прислал эскиз плакетки, посвященной экспедиции RI0Z. По предложению Леонида UA7A, программа была преобразована, в результате получилось три плакетки за радиосвязи с экспедицией RI0Z, с номинациями: 3 MODE, 5 BAND, 9 BAND.

Плакетка “3 MODE” за радиосвязи с RI0Z

Первым стартовал Юрий RM0F 11 августа, который поставил себе планку активности по программе RDA, как активатор на весь 2023 год. За два выходных ему удалось активировать 4 камчатских RDA. Краснодарцы выехали на автомобиле ранним утром 13 августа в Минеральные Воды, где позднее встретились с Евгением. “Перекус” перед вылетом в аэропорту и троица в воздухе. В багаже везли 3 трансивера с 3-мя Б.П., 2 интерфейса, транзисторный UM-1000 от фирмы “Эндис”, множество инструмента и всевозможных радио “причиндалов”. Пересадка в аэропорту Шереметьево и снова в воздухе. Длительные полеты, ещё то испытание. По расписанию приземлились 14 августа в аэропорту Елизово в П.-К. Погода стояла солнечная, температура воздуха комфортная. На выходе из аэропорта нас встретили Игорь UA0ZGN и Юрий RM0F, познакомились с Игорем, затем пошли устраиваться в забронированную гостиницу, расположенную в шаговой доступности. После размещения в номере гостиницы созвонились с диспетчером “Камчаттрансфлота”, у которого выяснили подобности выхода теплохода в Никольское, предварительная дата 16 августа. Сразу продлили время пребывания в номере на одни сутки. На тот момент времени Юрий проживал в другой гостинице, расположенной неподалеку.

Адаптация к новому часовому поясу проходила нелегко, бывалые подсказывали, что привыкание займет около недели. Наступило 15 августа, после обеда в кафе “Бурятская кухня” решили съездить на прогулку в П.-К. Южане на такси поехали на набережную в П.-К., вышли возле кафе “Камбала”, затем прогулялись по достопримечательностям и по набережной, где провели фотосессию.

Памятник Апостолам Петру и Павлу

 

Набережная в Петропавловске-Камчатском

Обустроенная набережная закончилась, троица постепенно удалялась по тропинке вдоль береговой линии. Как-то невзначай вспомнилась традиция, а не искупаться ли нам в Авачинской бухте, погода замечательная, легкий бриз. Конечно, это не Черноморское побережье, но не взирая на то, что плавок никто не брал, традицию решено было не нарушать. Купание в 15-ти градусной воде состоялось и захотелось есть. На ужин в Юрину гостиницу не успевали, потому решили заглянуть в “Камбалу”. Попробовали местного пива с морепродуктами. Обратно в гостиницу вернулись тем же видом транспорта.

Утро 16 августа. С этого места время местное Камчатское. Благодаря Извекову наш номер телефона в группе “Камчаттрансфлота” в Ватцапе. На кануне пришло сообщение от диспетчера, всем пассажирам собраться в 14 часов 16 числа на “Завойко”. В обозначенное время приезжает к гостинице Игорь UA0ZGN, южане весело переносят кейсы, чемоданы, коробки в автомобиль, затем заезжаем в гостиницу к Юрию, в результате автомобиль загружен по полной. Выехали домой к Игорю, в пути пришла информация от диспетчера, в которой сообщалось о том, что выход теплохода откладывается на 20 число, нескоропортящийся груз можно погрузить сегодня. На полпути развернулись, поехали обратно в гостиницу для заселения. Удалось вернуться в тот же 3-х местный номер, но одному члену команды места не нашлось, и в Юриной гостинице мест не было. Обратно занесли в номер вещи, уже от четверых экспедиционеров. Снова выехали к Игорю домой для перемещения груза на теплоход. Из дома Игорь по телефону заказал грузовой автомобиль. Через полчаса приехала “шаланда”, в которую загрузили 7 ящиков, затем на двух машинах выдвинулись в морской порт. По приезду, оплатили заезд грузовика на территорию порта, затем прошли на теплоход к капитану для оформления и оплаты перевозки груза. Сначала капитан не хотел брать груз на борт, обосновывая отказ отсутствием свободного места в трюмах, но после нашего согласия на перевозку груза на палубе судна, добро было получено. Старпом на мониторе показал морскую обстановку на пути следования “Завойко” в Никольское, это были отголоски тайфуна со скорость ветра 25м/с и 5-ти метровыми волнами. Прогноз погоды говорил о том, что ожидался дождь, ящики необходимо было накрыть тентом, которого у нас не было. Игорь в очередной раз помог, ему пришлось ехать домой за тентом. Груз вручную выгрузили из машины на причал, оплатили перевозку груза и его транспортировку на теплоходе. Тент передали боцману, который занимался распределением груза на теплоходе, после чего мы были свободны.

Теперь надо было думать, куда поселить Юрия на несколько дней. Вопрос решили кардинально, заехали с Игорем в спортивный магазин, приобрели надувной матрац и насос. Приехали в гостиницу, передвинули кровать, надули матрац, получился 4-х местный номер, стало несколько тесновато, но никто не роптал.

Василий смиренно наблюдал за развитием событий в группе “Камчаттрансфлота”, около 13 часов 18 августа диспетчер Никита сообщил о том, что рейс “Завойко” переносится на 21 августа. После такого послания, в головёшках начали развиваться возможные варианты исхода событий. Леонид начал обвинять в том, что неправильно выбрано время начала экспедиции. Василию вспомнилась несостоявшаяся экспедиция команды RI0Z 2017 года. Невзирая на все передряги, нашей команде оставалось одно, терпеливо ждать развития событий. Предстояло 4 дня томительного ожидания. Команда не унывала, время прошло весело и с пользой:

- Евгений ходил по округе, разведывал дислокацию сетевых магазинов и других, торгующих рыбой, икрой, крабами, с целью приобретения продуктов по более гуманным ценам;

- Леонид занимался Юриным UM-1000, установил привезенный с собой более производительный вентилятор для того, чтобы в цифре УМ беспроблемно отдавал 700 ватт. При распаковке своих кейсов Леонид обнаружил, что во время перелётов, в одном из ударопрочных кейсов, где находились трансивер YAESU FT-850 и интерфейс TI-5, произошло ЧП: оси потенциометров оказались погнутыми, дальнейшее использование данного оборудования было под большим вопросом;

- Игорь в субботу, 19 августа, свозил трех членов команды в горячие источники;

- Юрий уговорил Игоря на поездку в воскресенье в очередной RDA район (KT-09);

- тем временем в гостиницу приезжал Сандро RA0ZIJ из Вилючинска, подобные встречи всегда значимые и беседы от души запоминаются на долгие времена.

Наступило утро 21 августа. В назначенное время приехал Игорь, процесс повторился, погрузка всего в автомобиль, затем выезд в морской порт. В порту команду провожали Игорь UA0ZGN и Валерий UA0ZC, были

произнесены напутственные слова, семь футов под килем и добрые пожелания, также обе стороны выразили желание встретиться по возвращению с Командор.

Многие из читателей скажут, сколько можно писать о подготовке к экспедиции, давай уже об эфирной части экспедиции. Поверьте, 90% времени занимает именно подготовка к эфирной части, сама экспедиция длится непродолжительное время неделю-две, максимум три.

Команда RI0Z на бору судна “Василий Завойко”

Разместились в каюте № 4, было тесновато, и снова никто не роптал. Затем старпом провел инструктаж по использованию спасательных жилетов в экстремальной ситуации, по выходу из бухты наступило время самостоятельного времяпровождения. Поверьте, один день рождения 21 числа у Василия, затем 22 числа день рождения Леонида, оба друга впервые встретили свои “днюхи” в окружении друзей в пути на теплоходе! Вот это судьба. В стоимость билета на “Завойко” входила перевозка 100кг груза и питание в пути до места прибытия пассажира. В каждой каюте находилась табличка с расписанием посещения камбуза, все было чинно, по-морскому спланировано, первой столовалась команда, затем пассажиры, очередей в небольшом по размеру камбузе практически не наблюдалось.

За время пути увидеть китов или касаток корабельным не представилось возможным, было много общения с пассажирами, коком, также с капитаном по нашим меркантильным интересам.

Наступило утро 23 августа, на горизонте показался остров Беринга. Через время пришвартовались к причалу Никольского. По трапу зашли пограничники, начали заниматься профессиональной деятельностью, пассажиры с местной пропиской их не интересовали, остальных спрашивали о цели приезда. Команда дружно сообщила о том, что приехали в гости к Извекову, после чего интерес к команде с их стороны иссяк. Пассажиры по трапу перемещались на причал, команда RI0Z также оказалась на берегу.

“Василий Завойко” у причала, яхта одного из олигархов на рейде

Как обычно началось движение транспортных средств по берегу в направлении к причалу. Приезжали и уезжали встречающие, команда начала скучать и направлять взоры к Василию, который то и дело пытался дозвониться по разным телефонам до Извекова. На определенном этапе разговор состоялся, через время подъехал Николай Николаевич Извеков, состоялось знакомство и дальнейшие действия. Подъехал автокран, началась выгрузка грузов с теплохода. Стало понятно, что на острове “маньяна”, никто никуда не спешит. Степенно и размеренно получали груз пограничники, заповедник и другие конторы. По рекомендации Извекова познакомились с Петром водителем грузовика, договорились о перевозке экспедиционного груза в место расположения филиала РТРС и Ростелекома. Пётр сообщил, подходите через час, помогу перевезти. Один знакомый Извекова, пограничник на джипе любезно согласился подвезти команду на бугор, в нужное для команды место. Дружно погрузили кейсы, чемоданы, коробки и приехали на бугор. Всё выгрузили, произвели рекогносцировку местности.

Тем временем в обозначенное место приехал на квадроцикле Извеков с Раисой Сергеевной, которая открыла дверь, показала помещение. Выбора у команды не было, надо было довольствоваться тем, что есть. После этого оставили Юрия на месте, с пожеланиями развернуть его RDA-шный комплект, по возможности начать работу позывным RI0Z. Троица по лестнице спустились на дорогу и проследовала на причал. Выгрузка с теплохода продолжалась. На причале познакомились с младшим сыном Извекова Артемом, который с коллегами занимался погрузкой груза для заповедника. Через время приехал Пётр на грузовике, с помощью Артема погрузили экспедиционный груз на машину и поехали на бугор. По приезду выгрузили груз, отблагодарили Петра за доставку.

С этого момента началось обустройство шека, в чем преуспел Юрий. Единственная комната пригодная для использования была узкая, со стойкой с оборудованием, дверь полностью не открывалась. Недолго думая, сняли дверь, которую в дальнейшем использовали в виде столешницы рабочего стола. Когда ехали на грузовике на верх, по дороге увидели одно тумбовый стол. Позднее Евгений предлагал принести стол на руках наверх, но желающих на это действие не нашлось, после чего Евгений куда-то пропал.

Решено было собрать и установить первые две антенны на одной мачте на крыше здания. Антенны монобэнд по 5el. Beam на 20-ти и 15-ти метровые диапазоны, с разносом по высоте, при этом бумы антенн расположены перпендикулярно. У троицы работа началась с откручивания шурупов на крышках ящиков. Через час наверх приехал джип, из которого вышел Евгений и еще один человек. Евгений представил коллегу по РТРС Олега Геннадьевича Комарова, заочно мы были знакомы, теперь состоялось знакомство с рукопожатием. Олег открыл багажник, из которого выгрузили заветный стол и перенесли в шэк RI0Z. Постепенно шэк начал приобретать настоящий рабочий вид. После сборки антенн и размещении на мачте, проложили коаксиальные кабели через входные двери до рабочих столов, затем проверили КСВ. Теперь можно было работать на 2-х диапазонах одновременно.

Первую радиосвязь позывным RI0Z провел Юрий 23 августа на свой RDA-ный комплект, FT-991A на 100вт и антенну GP на 17м FT8 в 00.01 gmt с JS1NDM. Всего было проведено 353 QSO на 17м FT8, до готовности работать одновременно на 20 и 15 метровых диапазонах, на только что установленную мачту на здании.

Антенны по 5el. Beam на 20 и 15 метровые диапазоны

Первая радиосвязь на 15м FT8 в 09.01 gmt состоялась с RA0FF и первое QSO на 20м CW в 09.15 gmt с JA5CHJ. Работали одновременно до 12.36 gmt. Усталость валила команду с ног, ввиду отсутствия дверей температура воздуха в шэке была не выше 10 градусов, решено было сделать перерыв для отдыха. В шэке условий для отдыха не было, чтобы положить надувной матрац на пол, необходимо было убрать табуретки. В первом часу ночи вчетвером спустились вниз по лестнице в село в 2-х комнатную квартиру, любезно предоставленную Извековым по предварительной договоренности. Разместились в квартире, практически сразу уснули, пробудились через 8 часов. Наступило позднее утро 24 августа, после чаепития в квартире, направились на бугор. Затем продолжили вещание на 15м FT8, в итоге за 23 августа провели 1080 QSO с 10-ти часовым перерывом на отдых. Далее по связям время GMT.

В 02.00 gmt перешли на 20м FT8, в 03.00 gmt включилось 2-е место на 15м в CW. Стали собирать антенны на WARC по 5el. на 17 и 12м диапазоны.

Около 04.30 gmt вышел из строя ламповый У.М. на 2-х ГИ-46, который работал на 15м, в результате вскрытия выяснилось, сгорел анодный дроссель. Этот УМ отработал на 100% в двух экспедициях R63RRC и RI0QQ с количеством проведенных связей около 20 000. Более детальное исследование показало на сгоревший предохранитель в цепи катода, также пробит на “короткое” стабилитрон. После перемотки анодного дросселя и замены предохранителя, при “коротком” на стабилитроне, продолжили работу при токе покоя в 200ма. Перед этим позвонили нашей палочке-выручалочке Олегу, просили найти стабилитрон, что вы думаете, он нашел приблизительный стабилитрон у пограничников.

После часа работы с пробитым стабилитроном прекратили работу в эфире после появления явного запаха от потекших капроновых тубусов на лампах ГИ-46. Стоп работе, надо менять стабилитрон. Все это время одно рабочее место продолжало работу на 20м FT8.

Вплотную переключились на установку антенн WARC. Через время антенны на WARC диапазоны подняты, после чего произвели контрольные замеры КСВ, параметры в норме, можно увеличивать количество рабочих мест.

Слева антенны по 5el. Beam на 17 и 12 метровые диапазоны

В 05.50 gmt перешли с 20-ти на 17м FT8. Начали сборку антенны 2el. Beam на 30-ти метровый диапазон, затем Евгений смонтировал её на местной невысокой ферме.

Евгений монтирует 2el. Beam на 30-ку

Тем временем Олег привез канистру питьевой воды и стабилитрон, была произведена его замена и снова в эфир. Ещё Олег презентовал лоток красной икры и сливочное масло в консервной банке. Такое шедевральное масло Василий увидел впервые, он также поинтересовался у Олега о возможности совместной рыбалки.

В шэке было не комфортно ввиду низкой температуры воздуха. Вспомнили о том, что привезли с собой толстую плёнку, предназначенную для крыши здания, часть её использовали, когда в шэке с потолка дождевая вода начала капать прямо на импульсный источник питания. Отрезали полосу плёнки, сделали сплошную занавеску в дверном проёме, после чего температура воздуха повысилась на 5-8 градусов. Запустили второе место на 20м SSB в 07.20 gmt, на улице темно и команда подустала. В 09.37 gmt с 17м переходим на 12м FT8, на 20-ке продолжалась работа SSB, в 10.00 gmt переходим на 20м в CW. В 12.17 gmt проведено первое QSO на 30м FT8 с RA0FF. Не будем утомлять количеством смены диапазонов и другими подробностями. За 24 августа провели 4135 QSO. В работе было 2 рабочих места, если от цифрового места можно было отлучаться периодически без особого ущерба для количества связей, то в CW и SSB такой возможности не было.

В шэке RI0Z: Юрий RM0F, Леонид UA7A

Для справки, чтобы получить местное время на Командорах, необходимо ко времени UTC прибавить 12 часов. В дневное время (местное) довольно часто наш бугор посещали туристы, во второй половине дня 24 августа в гости пожаловали трое ребятишек, с одним из которых шли на теплоходе в Никольское. Этот мальчишка оказался сыном Олега UA0ZAL. Евгений угостил ребятишек конфетами и сникерсами. В дальнейшем шэк без присмотра команда не оставляла, да и открытых ящиков на дворе хватало. Во второй вечер Леонид и Евгений решили переночевать на открытом воздухе на надувных матрацах. К сожалению, любопытные песцы не предоставили такой возможности. Песцы не боятся людей, тыкают мордой куда попало, того и гляди, чтобы чего-нибудь не отгрызли. HI…

Наступило 25 августа, третий день экспедиции. Работа в эфире продолжалась на 15м FT8, на 17м CW, затем с 17м перешли на 12м CW, на 15м перешли в SSB. В течение дня, вечера, до 13.24 gmt меняли верхние диапазоны от 20 до 12м, работали всеми моды. Затем работали на 30 и 17м CW. Завершили работу в 19.46 gmt на 30м CW, с результатом 2710 QSO за прошедшие сутки. Довольно часто вращали Beam-ы на американское направление, уровни сигналов были “ломовыми”, но энтузиастов IOTA по сравнению с европейскими станциями на порядок меньше.

В экспедиционный груз помимо оборудования команда положила гостинцы для Николая Николаевича, перечень не длинный, но значимый. Присутствовало самодельное кубанское красное и белое вино, чеснок, мёд. Дегустация вина началась на бугре, на открытом воздухе вместе с Извековым, общение продолжилось поздним вечером на съемной квартире. Николай Николаевич частенько угощал нас жареной горбушей, корюшкой, ухой, супом из оленины, мареновыми грибами, поначалу лотком с красной икрой, чувствовалась отеческая забота земляка, а какой он задушевный собеседник, словами не передать на бумаге. Довольно долго рассказывал про свою жизнь, про начало трудовой деятельности в Хабаровском крае, затем после переезда в 1985 году на Командоры про жизнь в Никольском, члены команды слушали его с раскрытыми ртами. Команда благодарна Николаю Николаевичу за всё!

26 августа начали работать в 04.02 gmt на 20м FT8, затем добавилось второе место на 17м FT8. Во второй половине дня установили диполь на 40м недалеко от шэка, как выяснилось позднее, оказалось не лучшим решением, потому что были большие наводки на радио, также полотна диполя препятствовали вращению Beam на 20 и 15м. Днем поставили 2el. Beam на 10м диапазон, сначала закрепили антенну на мачте с 20 и 15м. Но через время перенесли десятку на отдельную мачточку. В течение дня провели QSO с VK, BY, JA, в сумме получилось 8 связей.

В 10.20 gmt начали работать на 30м CW. В 11 gmt добавилась 40-ка в FT8, затем пошло чередование диапазонов и мод. В итоге за 20 часов провели 4385 QSO за прошедшие сутки.

Команда знала о том, что предстояло отмерить 40 радиалов по 20 метров для антенны GP на 80/160м диапазоны, из оставшейся оцинкованной проволоки установить Beverage на прием, остальную оцинковку пустить на радиалы для GP на 40 метровый диапазон и установить эти GP-шки. А еще команде надо было работать в эфире, отдыхать, при всем этом желательно не “ухекаться”…

Отдельно необходимо рассказать об островной погоде, которая напрямую зависела от океана, который находился за околицей. Солнечных дней в Никольском от 9 до 11, в зависимости от года, как говорили местные, команде повезло, за время нахождения на острове было полтора таких дня, штиль был часа два. Всё остальное время на бугре дул ветер, временами достигавший 20-22 м/с., часто опускался туман, переходящий в морось, затем в дождь. Погода менялась кардинально за пару часов.

27 августа, продолжали работу на 15 и 20м FT8. Занялись изготовлением радиалов для НЧ GP путем разматывания бухты оцинкованной проволоки, обозначили место установки этого вертикала, затем предварительно закрепили общее начало противовесов и равномерно распределили их на земле. В 07.25 gmt провели первую связь на 10м FT8 с Дальним Востоком RW0CR, для RI0Z он получался ближним по расстоянию, но все равно название востока не поменялось. HI… В итоге за день на 10-ке провели 6 связей с UA0 и одну с BY. Установили в европейском направлении приемную антенну Beverage длиной 110 метров для НЧ диапазонов. Демонтировали диполь на 40м. Из оставшейся оцинковки изготовили радиалы для GP на 40м диапазон, установили ее, подключили коаксиальный кабель, подстроили по лучшему КСВ, антенна была готова для вещания. В 09.57 gmt первое QSO на 40м с RA0FF CW, после чего на 40-ке провели 212 QSO классическими модами за 27 число, также работали на остальных диапазонах. В итоге за сутки провели 2291 QSO.

28 августа, продолжали работуна 17 и 20м FT8, несколько часов кряду связи с Северной и Южной Америкой, Карибами, Японией, затем пошел Дальний Восток и наши закадычные друзья, Сандро RA0ZIJ и остальные Камчадалы, было приятно созерцать знакомые нам позывные на мониторах!!! Командой в полном составе подняли траповый GP на 80/160м, подключили, на 80-ти метрах можно работать, согласование на 160м оставили на потом, потому как быстро это действие не получилось. При настройке УМ на 2-х ГИ-46, наблюдали пламя в районе анодного дросселя, затем продолжили работу на 100 ватт CW, позвали JF7RJM, RA0FF, ещё два японца, VK9DX дал 569, нас неплохо принимали, за радио сел RM0F, продолжился зов японцев, UA0, корейцев, янков. До рассвета на 80-ке провели 379 QSO всеми модами, в том числе с Европейской частью России. В итоге за прошедшие сутки, за 19 часов провели 1765 QSO.

29 августа, продолжали работу на одном рабочем месте на 15м в FT8, затем сменили моду на CW. Начала сказываться накопившаяся усталость…. При опускании GP обнаружили сгоревший трап на 80м, вследствие сильного дождя и избытка влаги произошло возгорание трапа.

Сгоревший трап на 80-ку

После замены трапа и установки GP, 80-ку восстановили, но много времени потратили на согласование 160м. В итоге продолжили работу только на 80-ке, где провели 41 QSO. На остальных диапазонах кроме 160м продолжалась работа в эфире. За прошедшие сутки за 17 часов провели 1291 QSO.

Во второй половине дня Олег поинтересовался, кто из радистов поедет на рыбалку. Получилась так, что на рыбалку командировали Василия. Вместе с Олегом на машине спустились в село, заехали к Извекову за костюмом “химзащиты”, затем забрали Александра напарника Олега, поехали на речку Ладыгинскую, которая находилась в 5км от села. Сначала Василий занимался фотосессией рыбалки, затем смартфон в сторону, подменил Олега, принял участие на равных в процессе рыбной ловли, получил большое удовольствие. Наловили около 25кг горбуши, нерки, кижуча, недалеко на реке выпотрошили рыбу, вырезали жабры, возле хребта вычистили кровь, помыли тушки, повезли рыбу и икру в село. Проехали по селу, одному знакомому отдали хвост, другому хвост, Александр взял пару хвостов. Когда подъехали к дому Извекова, Олег спросил, как рыбу понесешь. Василий был удивлен, около 17кг рыбы и икра предназначалась экспедиционерам. В дом на 2-й этаж занесли бадью с рыбой. Николай Николаевич занимался засолом рыбы, Василий пробивал икру.

Подготовка рыбы к посолу

30 августа, продолжали работу на 15-ти и 17-ти метрах в FT8, меняли диапазоны и моды, больше внимания уделили SSB. В итоге за прошедшие сутки за 22 часа провели 2452QSO, в том числе на 80-ке 87 QSO, на 40-ке 306 QSO.

31 августа, продолжали работу на 15-ти и 17-ти метрах в FT8. В 00.47 gmt с 15-ки перешли на 10-ку в FT8. В 04.35 gmt продолжали работу на 15 и 12м FT8. Около 9 gmt снова перешли на 10-ку в FT8, крайнее QSO с японцем в 11.24 gmt (23.24 местного времени). Получилось 283 QSO на 10-ке. Активно работали от 10-ки до 40-ки. Не забывали про SSB. В итоге за прошедшие сутки провели 2374 QSO. В течении дня выдалась свободная минутка для чаепития, сидим с Евгением на воздухе, пьем чай, произношу, ты заметил, что сегодня первый день, когда команда не занимается антеннами…

Наступил первый день осени 1 сентября, продолжали работу на 15 и 17м в FT8, меняли диапазоны и моды, на 12м провели 90 QSO. Около полудня солнце прилично грело, был легкий бриз. Неожиданно Евгений вспомнил про традицию и предложил пройти к Тихому океану для принятия водных процедур. Василий, как тот Герасим, на всё согласен и повод есть, на побережье Эквадора в Тихом океане купался, как можно пропустить купание на противоположной стороне того же Тихого. Никак нельзя пропустить!!!

Вид села Никольское с позиции RI0Z в солнечную погоду

Спустились с бугра по лестнице вниз, по пути следования прошла фотосессия, подошли к небольшой бухточке. Водный растительный мир в изобилии был представлен всевозможными видами морской капусты, водорослями и бог знает, чем-то ещё. Выбрали безопасное место для спуска в воду, разделись и попеременно приняли водные процедуры. Вода была намного прохладнее по сравнению с температурой воды в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского. Нам посчастливилось увидеть несколько мордочек каланов, которые неподалеку питались водной растительной пищей.

Вид бухты для принятия водных процедур, на бугре RI0Z

 

Одно из последних фото позиции в ясную погоду и целыми антеннами

Получив заряд бодрости, вернулись на бугор. Снова пытались согласовать антенну на 160м, но тщетно, на мониторе компьютера подключенного к SUNSDR стоял частокол, по показаниям антенного анализатора тоже не понять, в чем причина невозможности согласования антенны. Начали работать на 160м в 10.55 gmt FT8 на 100ватт с включенным автоматическим антенным тюнером. За 50 минут провели 50 QSO, среди корреспондентов были Японцы, Дальний Восток, K7ZV, N6MZ, N7XR, VE7DX. Ночью поднялся штормовой ветер, который сломал антенну GP на 80/160м и 5el. Beam на 20м. В итоге за прошедшие сутки за 17 часов провели 1128 QSO.

2 сентября. Когда утром поднялись на бугор, увидели последствия разрушительного шторма…

Состояние 5el. на 20-ку. Мачту “Ручеёк” без малого не сломало

Вылет из Никольского 4 сентября. Необходимо начинать демонтаж антенн. Решили демонтировать сломанную антенну на 20м, затем приспустить мачту и демонтировать антенну на 15м, чем и стали заниматься. После демонтажа GP на 80/160м, Леонид предложил поставить 15-ти метровый остаток от мачты-антенны на крышу здания и соорудить Inv. Vee на 160-ти метровый диапазон. Увы, сил не осталось. Продолжили работу в эфире в 03.15 gmt на 17м в FT8, поочередно меняли моды. Работа велась на одном рабочем месте. Затем в 09.22 gmt перешли на 40м, потом на 30м. Провели крайнее QSO в 18.54 gmt на 30м CW с UA6LCN. За 2-е число за 12 часов провели 494 QSO.

3 сентября день выдался солнечным и комфортным. Продолжили демонтаж всех остальных антенн. Вынесли на солнце ящики, ноутбуки, трансиверы, усилители для проветривания и сушки. Погода шептала и предлагала провести финальную фотосессию команды RI0Z в фирменных футболках от Евгения. Николай Николаевич был рядом, выступил в роли фотокорреспондента, сделал замечательные фото команды на фоне села Никольского и транспаранта “Я люблю Командоры”.

Команда RI0Z на фоне транспаранта “Я люблю Командоры”

К концу дня планировали запаковать все ящики, также сложить аппаратуру в кейсы, чемоданы и коробки, чтобы всё вывезти с бугра в село и складировать экспедиционный груз у Извекова до прихода теплохода “Завойко”, но драйвер Пётр скорректировал план по перевозке груза. Вечером троица спустилась в село для отдыха. Василий остался на верху для охраны ящиков. Ближе к полуночи погода испортилась, задул сильный ветер, пошел дождь.

4 сентября, сильный ветер и туман. Билеты на самолет на этот день со временем вылета 14ч.45м. Троица прибыла на бугор около 8 утра. Необходимо было сложить предметы походной кухни и закрутить крышки ящиков, также вернуть дверь аппаратной на свое место и повесить замок на входную дверь. Пётр приехал на грузовике к 10 часам, была произведена погрузка, затем в полном составе выехали в село. По дороге Пётр сообщил о том, что самолет по такой погоде в Никольское не прилетит. Подъехали к контейнеру Николая Николаевича, в который складировали груз. Отблагодарили Петра и перенесли кейсы, чемоданы, коробки в квартиру. Пришло время “маньяны”, неспешно занялись объединением логов.

Вечером пообщались с Николаем Николаевичем, обсудили все вопросы, в том числе отправку груза на теплоходе, квартирный вопрос и другие, по его рекомендации в планах появилось мероприятие с названием посещение местного музея.

5 сентября, погода наладилась. Евгений утренняя птаха, вдвоем выдвинулись из квартиры на уличную волю в направлении так называемого нижнего поселка, где расположены местные достопримечательности и музей под открытым небом.

Памятник Витусу Берингу

Обошли все с фотосессией, нас догнал Леонид, пришли к входной двери местного музея, вошли троицей, взяли экскурсовода и билеты. Замечательная женщина, потомок алеутов начала экскурс по музею, через время поочередно появились Николай Николаевич и Юрий. Фотографировали каждый стенд, иногда Извеков дополнял экскурсовода, рассказывал о деталях в истории развития села.

Геннадию Михайловичу Яковлеву посвящается

 

Из коллекции Алеутского музея

Николай Николаевич в определенное время был главой администрации Алеутского района, благодаря его работе и усилиям в Никольском появились сотовые операторы МТС и Билайн. Извеков по сей день в составе думы Алеутского района. Как говорится, активный человек старой закалки!

Тем временем экскурсия подходила к завершению, Василий передал в дар музею значок с логотипом экспедиции RI0Z и от имени команды оставил благодарственную запись в музейной книге отзывов.

Время подходило к полудню, созвонились с Олегом, который ранее пообещал отвезти команду в аэропорт. Подъехал Олег с гостинцами для всей команды, с 4-мя банками маринованных грибов и четырьмя пакетами сушеных грибов. Предложил Василию персональный презент, за которым поехали к его квартире. Василий несколькими днями ранее вручил презент Олегу. Прокатились с прощальным обзором поселка и снова подкатили к квартире Извекова. Николай Николаевич вручил членам команды по книге об истории Командор, и передал для Алия Куйсокова UA6YW лоток с красной икрой, а теперь как говорится, пора и честь знать. Присели перед дорогой, прозвучали слова благодарности Николаю Николаевичу, затем крепкие рукопожатия, потом взяли свой багаж и направились к автомобилю Олега. Благополучно добрались до аэропорта, к новому его зданию, зарегистрировались на рейс, оплатили перевес багажа в 51кг, затем вышли пообщаться и попрощаться с Олегом, сделали фото на память.

Аэропорт “Никольское”. Олег, R7AA, UA7A, RM0F, UA6EX

Крепкие рукопожатия, слова благодарности, пассажиры потянулись к Л-410 на посадку, багаж уложен, пассажиры на местах, командир запустил двигатели, разбег по взлётке, прощайте Командоры!

Через один час 40 минут приземлились в Усть-Камчатске для дозаправки. Через 20 минут снова в воздухе, вдоль береговой линии полуострова летели в направлении Петропавловска-Камчатского, видимость отличная, по пути обозреваем сопки Камчатки и заветные острова, временами Евгений проводил видеосъёмку. Прошло около полутора часов полета, после чего самолет пошел на снижение, затем благополучное приземление. В автобусе до аэровокзала произошла спонтанная беседа с командиром “аэрокобры”, который летает 36 лет на Л-410. Вышли с двумя тележками из аэропорта и через 200 метров стояли у порога известной гостиницы. Заселились в номер, созвонились с родней и знакомыми, сообщили о том, что благополучно вернулись с Командорских островов. Теперь можно выдохнуть, через день вылет домой из П.-К.

Утро 6 сентября. Днём посетили “Бурятскую кухню”, рыбный магазин, в котором приобрели рыбу для гостинцев домой, включая “Омега - 3” Тымлатского рыбокомбината. В течение дня заехал Игорь, вручил каждому члену команды презент, “командорцы” уточнили время и место, где запланирована встреча с Камчадалами. В гостинице занимались перепиской и другими делами, время незаметно подошло к моменту выезда в Петропавловск-Камчатский. Взяли такси, поехали в известное кафе “Камбала”, где произошла долгожданная встреча с Камчадалами. Долго ждать не пришлось, все были пунктуальны. За столом разместились, начиная с 12 часов по часовой стрелке,

Сергей UA0ZL, Валерий UA0ZC, Игорь UA0ZGN, photo by Сергей UA0ZFW, Леонид UA7A, Василий R7AA, Юрий RM0F, Евгений UA6EX.

Ребята задавали вопросы о деталях прошедшей экспедиции RI0Z. Поочередно дружный квартет рассказал об антенном сетапе, трансиверах, усилителях, о жизни в селе Никольском, так далее. Камчадалы поделились своими рассказами о проведенных экспедициях, в которых они принимали активное участие. Валерий поведал о своей горестной истории, связанной с антенными проблемами в головах жильцов многоквартирного дома, в котором он живет. Незаметно пролетело более 2-х часов в прекрасной дружной компании. Вышли подышать свежим воздухом, затем ещё фото на память и компания рассталась. Камчадалы разъехались по домам, экспедиционеры поехали на такси в гостиницу на ночлег.

7 сентября проснулись утром, начались последние приготовления перед вылетом домой. Последняя упаковка с использованием скотча, сдача ключей от номеров, поход за тележками в аэропорт, и перемещение багажа в здание аэровокзала. Регистрация южан на рейс. У Юрия вылет в Южно-Сахалинск часом позже. Теперь настал черёд прощания с Юрием, дружные “обнимашки” и троица прошла на посадку. Затем долгие 8.5 часов полета до Шереметьево, пересадка, вылет в Минеральные Воды. Юрий уже был дома и отдыхал. По расписанию, 7 сентября в 18.35 южане благополучно приземлились в Минеральных Водах, получили багаж. Все полёты троицы прошли нормально. Попрощались с Евгением, который на такси поехал в Черкесск. За Краснодарцами приехал Виктор, сын Леонида. Погрузили наши пожитки в багажник автомобиля, выехали в Краснодар и через 6 часов были на месте. Виктору особая благодарность!

Экспедиция команды RI0Z благополучно завершилась!!!

Команда RI0Z в составе: Евгений UA6EX, Юрий RM0F, Василий R7AA, Леонид UA7A в период с 23 августа по 2 сентября 2023 провела 21394 радиосвязи с острова Беринга.

Активировала в эфире референции по программам IOTA: AS-039,

RRA: RR-12-07, RFF-048, RDA: KT-04

Статистика приведена ниже.

В заключение, дружная команда RI0Z искренне выражает большую БЛАГОДАРНОСТЬ всем людям, которые были причастны к данному проекту, за духовную поддержку, за человеческую поддержку, за техническую поддержку, за финансовую поддержку, за WEB поддержку!!!

Отдельная благодарность Николаю Извекову, Олегу Комарову, Раисе Белой, Сергею Морозову RA3NAN, Игорю UA0ZGN, Александру RC7C, Алексею RG2A, Сергею RN9N, Доминику DL5EBE, RM2D, R1BET, RD4A, UA0KBG, UA4CC, RU6AX, RU5D, RA1ZZ, также всем партнерам и донорам!!!

Большое СПАСИБО всем членам команды RI0Z!!! Сплоченность, слаженность и дружба помогли преодолеть все трудности в экспедиции, мы это сделали!!!

До встречи в эфире с новых островов!
73! RI0Z team: UA6EX, RM0F, R7AA, UA7A

p.s. Напечатаны QSL RI0Z двух видов. Все запросы OQRS DIRECT, OQRS BUREAU обработаны. Отправлены все директы и отправлена бандероль в QSL-бюро СРР.

Односторонняя QSL RI0Z

 

Двухсторонняя QSL RI0Z

Total QSOs: 21394
 Different Callsigns: 8108                             Different DXCC countries: 112

 QSOs by modes:
FT8: 11684      CW: 6705      SSB: 3002        JT65: 2        FT4: 1

 QSOs by continents:
EU: 11855      AS: 6442      NA: 2589      OC: 265      SA: 195      AF: 25

 QSOs by countries:

 

6751:     European Russia (UA)

2813:     Asiatic Russia (UA0)

2797:     Japan (JA)

2307:     United States (K)

995:     Fed Rep of Germany (DL)

893:     Italy (I)

398:     France (F)

289:     China (BY)

268:     Spain (EA)

258:     Poland (SP)

235:     Kazakhstan (UN)

186:     Canada (VE)

177:     Czech Republic (OK)

166:     Hungary (HA)

150:     Netherlands (PA)

148:     Sweden (SM)

148:     Ukraine (UR)

146:     South Korea (HL)

144:     England (G)

121:     Indonesia (YB)

116:     Austria (OE)

102:     Australia (VK)

90:     Finland (OH)

89:     Belgium (ON)

87:     Switzerland (HB)

84:     Greece (SV)

81:     Slovak Republic (OM)

75:     Brazil (PY)

75:     Norway (LA)

71:     Argentina (LU)

71:     Serbia (YU)

70:     Belarus (EU)

65:     Uzbekistan (UK)

7:     Philippines (DU)

6:     Georgia (4L)

6:     Taiwan (BV)

5:     Azerbaijan (4J)

5:     Venezuela (YV)

5:     Azores (CU)

5:     New Caledonia (FK)

5:     Corsica (TK)

5:     Luxembourg (LX)

5:     Mongolia (JT)

5:     South Africa (ZS)

4:     Crete (SV9)

4:     East Malaysia (9M6)

4:     Guadeloupe (FG)

4:     Kyrgyzstan (EX)

3:     Lithuania (LY)

3:     Norfolk Is (VK9N)

3:     Vietnam (3W)

3:     Turkey (TA)

2:     Panama (HP)

2:     Isle Of Man (GD)

2:     Jersey (GJ)

2:     Cyprus (5B)

 

62:     Slovenia (S5)

56:     Ireland (EI)

54:     Denmark (OZ)

50:     Bulgaria (LZ)

50:     Croatia (9A)

49:     Kaliningrad (UA2)

43:     Portugal (CT)

42:     Romania (YO)

40:     Latvia (YL)

31:     Alaska (KL7)

28:     Scotland (GM)

22:     Israel (4X)

21:     Mexico (XE)

17:     Canary Is (EA8)

16:     Northern Ireland (GI)

16:     Wales (GW)

15:     Thailand (HS)

14:     Cuba (CO)

14:     Bosnia-Herzegovina (E7)

13:     Uruguay (CX)

12:     Moldavia (ER)

12:     Puerto Rico (KP4)

12:     Sardinia (IS0)

12:     Hong Kong (VR2)

11:     Estonia (ES)

11:     Hawaii (KH6)

11:     Colombia (HK)

9:     Ecuador (HC)

9:     New Zealand (ZL)

8:     Balearic Is (EA6)

8:     Chile (CE)

8:     India (VU)

7:     Dominican Republic (HI)

2:     Iceland (TF)

2:     Costa Rica (TI)

2:     Kuwait (9K)

2:     Macedonia (Z3)

2:     Bonaire (PJ4)

1:     Ceuta & Melilla (EA9)

1:     Bermuda (VP9)

1:     Belize (V3)

1:     Paraguay (ZP)

1:     Macao (XX9)

1:     Minami Torishima (JD1-M)

1:     N Cook Is (E5-N)

1:     Greenland (OX)

1:     Madeira Is (CT3)

1:     Malta (9H)

1:     San Marino (T7)

1:     Wallis & Futuna (FW)

1:     West Malaysia (9M2)

1:     Jordan (JY)

1:     Saudi Arabia (HZ)

1:     Singapore (9V)

1:     Namibia (V5)

 

 

QSOs by bands/modes:

 160m           80m                40m              30m                20m                  17m

SSB: 2        SSB: 32          SSB: 241                              SSB: 1167       SSB: 608
CW: 13      CW: 146         CW: 468        CW: 969        CW: 1961        CW: 1502
FT8: 35      FT8: 335         FT8: 1079      FT8: 1497     FT8: 2524        FT8: 2856
---                ---                   ---                  ---                   ---                    FT4: 1
Total: 50   Total: 513       Total: 1788    Total: 2466     Total: 5652      Total: 4967

  15m                12m                   10m

SSB: 841         SSB: 108           SSB: 3
CW: 1101       CW: 538            CW: 7
FT8: 2595       FT8: 473           FT8: 290

---                     ---                    
JT65: 2
Total
: 4537     Total: 1119      Total: 302

 

Больше всего связей провели:

36:     UA4NBA

33:     RA7A 

27:     RA0FF

 26:     R7LV    

 26:     UA6A

 25:     RC9F

 24:     RA4CX

 24:     UA6J

 23:     RA9AJ

 23:     RK4FD

 23:     UA0LBF

 23:     UA0LOQ

            

23:     UK8FF

23:     RY9C

22:     JA0DAI

22:     R8CT

22:     RK9UM

22:     RV0AR

22:     UA9MA

22:     UA0ACG

21:     RO9O

21:     RT9OM

 

21:     RU9CZ

21:     UA6F

21:     UA0CA

21:     UN8FR

21:     RW3RN

20:     R2PT

20:     R6DOB

20:     R9OK

20:     RA9AIF

20:     RA0ADQ

20:     UA6MF

20:     UA0LDW

20:     UI5A

20:     UN6T

19:     JK3HFN

19:     R3OK

19:     R7NY

19:     RA1QD

19:     RA3RGQ

19:     RC7C

19:     RL9Y

19:     RU6B

19:     UA0AV

19:     UA9AX

19:     UK8IF

19:     RX9WN

19:     RZ3DX

18:     R0CBI


Обсуждение статьи на Форуме "DX-экспедиции Кубанских спортсменов"



Просмотрено: 1577 раз(а) Обновлено 30.11.2023 в 23:52
Автор - Василий R7AA


Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU

     << Назад