Верньер для КПЕ
Автор: Мишин Игорь UT3IM
Все статьи на CQHAM.RU |
На безрыбьи и рак - рыба !
То , что будет изложено ниже , является классическим вариантом " безрыбья " . Когда нет ни полноценных антенн , ни фирменной аппаратуры для " нормализации " имеющихся " верёвок " - а желание " повещать " прёт через край - то почитайте . Может - пригодится . В случае , когда всё хорошо - выключайте компьютер и удачных вам Dx в эфире !!!
Используй то , что под рукою и не ищи себе другое !
Для самодельных " ручных " HF тюнеров часто - исходя из экономических соображений - используют КПЕ с воздушным диэлектриком - от старых вещательных радиоприёмников. Часто без верньера и шкалы , что не очень удобно при последующей эксплуатации . Мне тоже , в который раз , попались такие же . И появилось желание их доработать .
Внешний вид конденсатора , собранного и разобранного - на фото . Он ранее уже был продран через одну пластину и , в итоге , имеет суммарную ёмкость трёх секций примерно 40 - 250 пФ . Пара таких конденсаторов вполне годится для изготовления ручного КВ тюнера.
Для предполагаемой модернизации одного энтузиазма будет мало . Нужны " полуфабрикаты " . Их я долго искал и нашёл в коробке с обломками старой оргтехники . Думаю , у многих такая коробка есть .... :-)
Подобрал в итоге три шестерни . Количество зубьев в шестернях определит окончательное передаточное число - редуктор всё-таки . У меня в итоге оно получилось 1:3 , что вполне устроило . Собственно , выбранные из кучи шестерни такие :
В одной шестерне нужно сделать паз для коромысла КПЕ . Паз можно будет сделать в процессе окончательной сборки по месту - так будет и проще и точнее . Понятно , что шестерни выбирались не такие , какие хотелось бы , а те , что были в наличии . В имеющейся комбинированой шестерне отверстие 8 мм. Можно было использовать для её установки соответствующий по диаметру винт , но это уж слишком - нет такого в коробке . Пришлось найти стоечку нужной длины и диаметра . В итоге все получилось неплохо .
Процесс сборки занял не очень много времени . Гораздо дольше изначально продумывалась конструкция и , особенно , подбирались исходные шестерни . На фото видно , что они в остатках смазки - я её не трогал . Всё-же тише и мягче работают . А эстетика - о ней позаботимся потом ...
Вначале примеряем по месту первую шестерню . У меня диаметры вала и отверстия внутри шестерёнки одинаковые . Примерил - совпало хорошо . Поехали дальше .
Далее необходимо закрепить комбинированную шестерню . Поскольку корпус конденсатора литой , из алюминиевого сплава , то дополнительного ничего не надо - размечаем и сверлим в нужном месте отверстие диаметром 2.5 мм и нарезаем резьбу М3 . Всё понятно по фото .
Ну и окончательно . Паз под коромысло делать по месту , желательно чтобы они совмещались с небольшим трением , тогда не нужно будет делать демпфер . Поскольку шестерня пластиковая - паз изготовить не проблема . Шило , надфиль и очки - максимум что надо .
Вот , собственно и всё .
Внимательный читатель заметил , что " основные " шестерни никак не закреплены на корпусе КПЕ и могут легко быть сняты . Можно придумать вариант крепления , но , во-первых - это несколько усложнит конструкцию , а во-вторых в этом просто нет необходимости ! Поскольку это не просто КПЕ " сам по себе " , а элемент конструкции тюнера , то там , внутри этого тюнера и будет ограничитель для оси маховика настройки . Этим ограничителем будет внутренняя поверхность передней панели корпуса . Достаточно только подобрать " по месту " длину втулки , надетой на ось маховика так , чтобы она с одной стороны ограничивалась передней панелью , а с другой - упиралась в шестерню с закреплённой на ней шкалой настройки . Возможно в каких-то случаях вместо втулки будет достаточно тонкой шайбы . Нельзя ограничивать полёт конструкторской мысли.
В качестве шкалы используется тонкий диск из любого упругого материала , исходя из возможностей конструктора . Её диаметр определяется только габаритами корпуса всей конструкции . Диск жёстко прикреплён к шестерне № 3.
B результате проделанной работы мы получили не только верньер со шкалой , но и совместили оси маховика настройки и шкалы . Использование пластиковых шестерён скорее достоинство , чем недостаток . Это ведь не вертолёт , вращаться быстро ничего не будет , но теперь очень легко осуществить изоляцию всего КПЕ от шасси , что необходимо для тюнера Т типа.
Прошло несколько дней ...
Глядя на пока ещё лежащее на столе получившееся изделие меня не покидало чувство , что чего-то не хватает . Или наоборот : что-то лишнее присутствует ... Творческая неудовлетворённость . И наконец я понял . Конструкция была разобрана , при помощи ножовочного полотна из литого корпуса было убрано всё лишнее и добавлено в него недостающее . Теперь конструкция выглядит так.
Секций стало не три а четыре . Статорные секции были спаяны между собой до установки внутрь корпуса . Роторные крепились при помощи мощного паяльника уже по месту и также дополнительно соединены пайкой . Всё прекрасно разместилось. Токосъём ротора будет сделан в любом удобном для монтажа месте кусочком гибкого " чулка ", припаянного в задней ротора - там есть за что закрепиться .
На этом - ВСЁ. Можно использовать .
Игорь МИШИН
UT3IM
2008
Просмотрено: 31584 раз(а) |
Обновлено 06.09.2013 в 20:51 Автор - Мишин Игорь UT3IM |
Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU