EM0BSCC/am: IN AIR FROM AIR - впечетления от Юрия, UT5EL

Автор: Юрий, UT5EL

Все статьи на CQHAM.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

IN AIR FROM AIR
К сожалению, красивая игра английских слов на русском будет звучать не так загадочно. "В эфире с воздуха". Всего лишь.

Лингвисты проводят многие часы в поисках понимания тайных смыслов и истории развития сочетаний букв и знаков, они находят старинные источники и многократно штудируют словари... Но иногда... Иногда одно практическое мгновение открывает все. И вот - ты уже осознал, прочувствовал и понял навсегда, что это сочетание букв содержит в себе.

Братья Монгольфье сначала отправили в небо домашних животных. Роль "Белки и Стрелки" исполнили курица, утка и коза. Пролетали твари несчастные полчаса, благополучно приземлились, и началось... Человек рванул в воздух... Сбылась мечта Икара... На смену красавцам-шарам пришли аппараты тяжелее воздуха, потом еще один шаг, еще и еще... И теперь, сидя на борту современного лайнера, отправляясь в очередную скучную командировку, уже вряд ли придет это ощущение восторга от полета, которое испытывали наши предки 2-3 века назад. Но как оно было тогда? Понять это можно, только отправившись в небо на аэростате.

И теперь представьте себе, что вы находитесь в корзине на высоте более трех тысяч метров, над вами огромный шар, а внизу и вокруг - белые облака. И совсем нет ветра! Мы несемся со скоростью более 100 км/час над грешной матушкой-Землей, но окружает нас только покой. Вокруг царит ее величество Тишина, периодически нарушаемая лишь ревом горелки. И вот оно приходит - ощущение единения с небом, воплощение слова "воздухоплавание" в эмоции, понимание, что небо живое, что вы с ним заодно, и что оно принимает вас в свои объятия, как ребенка дерзкого и непослушного, но любимого. Проходят часы полета, текущие заботы о поддержании связи отвлекают от красот земных и небесных, потом посадка (не совсем мягкая в нашем случае), и еще потом - первые минуты на земле... Плаванье в воздухе закончено, но осталось нечто внутри нас, нечто изменившие наше восприятие жизни и ее ценностей... И это, наверное, главный результат.

Рассказать можно многое. Воздухоплавание сейчас просто спорт. Но спорт далеко не простой. Короткие газетные и интернетные информационные сообщения не могут отразить огромные усилия, напряжение и ко всему еще и денежные затраты, которые необходимы для того, чтобы полет состоялся, и чтобы полет стал рекордным.

Тем, кто увидел "кухню" рекорда изнутри, это понимание приходит довольно быстро. Во-первых сам шар. Только представьте себе огромную сферу, диаметром под 40 метров (10-12 этажный дом!), которая весит килограмм так 400, и которую надо доставить в точку старта, развернуть и надуть. Сама корзина - это произведение искусства! Плетеный ротанг, легкий и прочный, но тем не менее весом тоже под полтонны. Еще и топливо для полета - а это более полторы тонны специальных баллонов с пропаном... Сразу вспоминаешь старый анекдот - "а теперь попробуем со всей этой фигней взлететь"..

А теперь - сам старт. Пилоты изучают карты ветров и погоды, пытаясь определить оптимальные точки, где можно взлететь и приземлиться. Погода меняется, ветер тоже не отличается предсказуемостью, особенно на разных высотах. Уточнения идут регулярно, буквально до момента отрыва. В последний момент точка старта выбрана, и мы, загрузившиеся и заправившиеся, отправляемся в путь. В момент выезда - "это где-то в Винницкой или Житомирской области", и только уже по дороге в Житомир, самая последняя карта наземных ветров позволяет определить окончательное место: где-то в районе г.Хмельник.

Курортный городок встречает нас уже в 11 вечера, страт назначен на 05.30, ибо для полета и рекорда необходимо светлое время суток, а значит идея - взлететь на рассвете и сесть на закате... Короткий сон, а в 02.00 команда поддержки находит место для взлета. Ветерок еще свежий, но прогноз обещает к утру не более 3-4 метров в секунду. Нас поднимают около двух, короткое ночное путешествие и мы - за городом. Три джипа сопровождения останавливаются на поляне в небольшой низине, и процесс пошел...

В команде в общей сложности человек 15. И команде надо выгрузить и развернуть оболочку, снять с прицепа корзину, установить и состыковать систему горелок и т.п. и т.д. Если вернуться к весу каждого компонента летательного аппарата, задача - не совсем простая, даже для такой группы. Мы с Сашей (UR5EAW) занимаемся антенной и установкой аппаратуры. Затягиваем в корзину аккумуляторы, навешиваем и привязываем стойку с ICOM-7000, интерфейсом RigExpert и согласующим. Антенна - веревка длиной около 60 метров, которую привязываем к фалу. Можно просто сбросить ее в полете вниз, но на низких высотах эти 60 метров могут представлять опасность. К сожалению, в реальных условиях обкатать ничего не получается - антенна будет готова только, когда шар поднимется, а в лабораторных условиях все, как всегда было хорошо...

Во время разворачивания оболочки корзина лежит на боку. Два тепловентилятора вдувают в шар жизнь, и постепенно сорокаметровый красавец отрывается от земли и становится вертикально, при этом переворачивая корзину в рабочее положение. Мешкать на старте нельзя, даже джип, к которому привязан стартовый канат, может улететь в воздух с хорошим порывом ветра. Поэтому проходят считанные мгновенья, удар по карабину каната и взлет!

Земля быстро уходит вниз, несколько секунд и стартовое поле уже далеко, машины кажутся небольшими коробками. Мы поднимаемся плавно, словно в лифте, ускорения и порывов ветра не ощущаем совсем. Шар медленно вращается вокруг вертикальной оси, покой неба окутывает нас.

Саша начинает возиться с аппаратурой. Подключаем питание, врубаем комп. Как всегда, полчаса боремся с глюками. Антенный канатик близко, наводки на компьютер и микрофон бешенные. Помимо всего идет международный тест (WPX SSB), почти все диапазоны для телефона для нас закрыты, ибо не будучи последними идиотами понимаем, что пинаться с зубрами не стоит, да и не имеет смысла. В конце концов, устав от глючащего компьютерного телеграфа, врубаемся на обыкновенное электронное "телепало" и медленно, но верно начинаем проводить связи. "Семера" идет неплохо, зовет Украина (особенно те области, над которыми пролетаем), зовет Европа. Заканчиваем диапазон через пару часов с 200 связями и идем выше. 10 МГЦ прорывает не особо, проведя пяток связей, переходим на двадцатку. К этому времени, шар уже успешно поднялся на 3 километра и мы перескакиваем парочку атмосферных фронтов. Ветер - попутный, скорость до 100 км в час. Пробуем телетайп и телефон на "восемнашке". И тут оказывается бессильным наш антенный тюнер. Ну не может он согласовать имеющуюся веревку. Увы, меняем 3 микрофона, все заводятся. Мало того, включение горелки дает сильный шум, и естественно, удар не только по ушам (несмотря на крутые Heil-pro с хорошей звукоизоляцией, но это ладно, к помехам мы привыкли), но и по микрофону. В конце-концов, один добрый немец сообщает, что сигнал не в дугу, и что вряд ли мы сумеем успешно нахрипеть на этом диапазоне хоть какой-нибудь мало-мальский пайлап. Телетайп тоже не радует темпом, все-таки мощность небольшая (работаем на 85 ватт), проведя три связи, понимаем, что потратим на эксперименты уйму времени. Что ж - идем назад в любимый телеграф.

Тем временем, мы уже пролетели около 500 км, и если продолжать в том же духе, то через 3 часа мы окажемся на границе, а это значит, что побив рекорд Украины по дальности (который уже побит), не получится побить рекорд длительности (11 часов). Страна маловата, нормальному шарику разогнаться негде. Пилоты принимают решение - снижаться. Внизу ветер поменьше, это оставит нам шанс оставаться в воздухе в остальные часы. Сейчас мы находимся южнее Днепропетровска. На высоте 150 метров и поливая телеграфом на "восемнашке" пересекаем запорожское шоссе и Днепр в районе Войскового. Пилоты связываются с машинами поддержки - командуют двигаться в сторону Донецка. Кстати, машины движутся за нами с момента старта.
В эфире гремит Днепропетровск, еле успеваем разгребать местных и отвечать проскакивающим японцам. Темп доходит до 6 связей в минуту, сами балдеем от такого наплыва. Потом шаг за шагом пайлап затухает, похоже падает прохождение, и возле Синельниково возвращаемся на родную двадцатку. Тут тоже неплохой зов, нас слышат канадцы и американцы, но мы влетаем в тучи, и как ни странно, "двадцатка" после 3.00 PM по местному затухает. В треске вытягиваем последних немцев и итальянцев и пытаемся попробовать "восьмидесятку". Тут глухо. Устанавливаем пару связей с группой поддержки из Кривого Рога, но после 10 минут "цикюляния" переходим на 10 МГЦ, где начинается неплохой зов.

Тем временем погода перестает благоприятствовать, западный ветер переходит в северный, это изменяет к худшему возможный результат по дальности. Поднимаемся на полтора километра, влетаем в снежные облака, но результат тот же - мы сворачиваем на юг. А на 10 МГЦ тем временем нас все еще рвут... К пяти часам вечера перескакиваем 750 связей, в принципе - неплохо для нашего сетапа... Получаем СМС от коллег - нас уже снова ждут на "семере", но... увы... Погода делает свое мерзкое дело... Снег тает на оболочке, вниз льется вода. Icom гордо вырубается, похоже срабатывает защита, потом включается снова. Проводим еще пяток связей, снова вырубаемся. Может это уже сел аккумулятор, но в такой мокроте проверять не хочется. На следующем включении принимаем решение прекратить работу. Все вокруг ужасно сыро... А "птичку жалко" - вдруг больше не включится+ Так и осталась "семерка" в пролете, ну что ж - кто встал рано и успел, тот успел. Нажимаем на Icom кнопку Power, и радиоэкспедиция покинула эфир, все еще оставаясь в воздухе.

Пилоты командуют "собирать манатки" и готовиться к посадке. Мы опускаемся метров до 100, сначала среди снегопада, потом уже среди моросящего дождя. Кругом терриконы и поля. Ветер достаточно сильный, машем руками останавливающимся машинам. Индустриальный Донбасс не располагает к посадке аэростатов в плохих погодных условиях. Ищем поле, к которому смогут подъехать джипы поддержки, они нас видят, но ветер несет нас поперек дорог. Пробуем снижаться, впереди линия электропередачи, увы - приходится уходить вверх. За бортом начинает смеркаться. Время поджимает, садиться в темноте при таком ветре просто опасно. Внизу шахта, какие-то очистные сооружения, перелетаем их, снова снижаемся. Опять ЛЭП, потом еще одна, а вдалеке обнаруживаем новую, причем весьма высоковольтную.

Командир повторяет краткие инструкции при посадке: корзину покидать только по команде, крепко держаться и выполнять только его указания. Земля приближается, снижаемся не очень быстро (прибор показывает вертикальную скорость около 0,5 м/с), но вот горизонтальная составляющая около 25 км/ч...

Сам момент посадки ушел в подсознание. Осталось только ГУП - гуп-гуп -гуп - ГУП - гуп-гуп-гуп-гуп-гуп-гуп ... ... ГУП - гуп-гуп... В общем, попрыгали на славу... Потом сознание воссоздает картины замедленного кино: Пилот, распластавшийся по земле, цепляющийся за стойки, и пашущий лицом землю, подпрыгивающая стойка с аппаратурой (чудом не рассыпалась)... грохот корзины и баллонов... Наконец все замирает... Все подтверждают, что каждый в порядке (хотя некоторые не совсем). Командир тушит горелку, шар опадает на землю. Через полминуты поступает разрешение покинуть корзину (раньше этого делать нельзя, облегченный шар может запросто полететь назад в небо). Выбираемся на твердую землю... В наступающих сумерках ищем выпавшие вещи. Итого мы прыгали не менее 13 раз... Памятное фото Сергея (UR5UGC, наш командир экипажа) с черным от земли лицом. Ничего себе посадочка.

На этом заканчиваются приключения, связанные с воздушной частью перелета, но эпопея продолжается... Неизвестное поле оказывается просто непроходимым для джипов. Сначала застрял один, потом второй... Сумерки сменяются темнотой, дождь снегом... Отважные воздухоплаватели, ходят вокруг корзины и ожидают группу поддержки. А группа поддержки застряла в грязи. Группа поддержки ищет трактор, потом трактор находится, но джипы все равно застревают вместе с трактором... Проходят часы... Воздухоплаватели греются у горелки... Снег покрывает землю. Ноги чавкают в грязи. Уже прибыл спортивный комиссар (3 км по полю прошел), он фиксирует показания опломбированных приборов. Потихоньку сворачиваем шар. Снег продолжается. Наконец, к нам прорывается трактор без джипов. Уже почти полночь... Наконец принимается решение: забираем самое ценное и с помощью трактора перевозим его на большую землю, остальное оставляем здесь. Мы топаем 3 км по грязи к ближайшему асфальту. И наконец: есть дорога, есть теплые джипы и пресса.

Донецкие коллеги - воздухоплаватели выручают по полной программе, еще час - и мы в гостинице вместе с парой сотен килограмм грязи, которую мы туда натащили. Ребята из группы поддержки держатся из последних сил - они проехали почти 900 км по родным дорогам вдогонку за нами. Душ - краткий банкет по поводу события - и спать!

С утра снова подъем, мы все-таки добираемся до места посадки вместе с джипами (спасибо Саше-трактористу), с криками ура сворачиваем и упаковываем изрядно потяжелевшую от воды оболочку (которую, кстати, успела грызнуть местная мышка). Затягиваем на прицеп корзину. ВСЕ! Теперь можно двигаться до дому. Снова гостиница, грязь и душ, и мы уже на пути домой.

Рекорд состоялся!

Просмотрено: 6266 раз(а) Обновлено 22.06.2011 в 10:34
Автор - Юрий, UT5EL
Обсуждение этой статьи
19.11.2012 16:36 автору сильно повезло, что ветром не снесло к сопредельному царст...  --  олег
09.08.2011 16:12 Спасибо всем за комментарии. Увы, знали бы где упадем - подсте...  --  UT5EL
04.08.2011 20:56 Да и противовес бы не помешал !...  --  Александр
04.08.2011 20:49 Айком не причем- антенна не согласована была . Тюнер нужен хороши...  --  Александр
28.07.2011 23:56 Одна недоработочка, не надо Айкомы в экспедиции брать, это подлец...  --  RX3APL
30.06.2011 11:48 Кому qsl отправить и как получить от вас?...  --  Игорь ur5efx...


Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU

     << Назад